XX.E.365
Эксперимент на Нижегородской канатной дороге: первые результаты
Епанова К.С. (1), Понур К.А. (1), Караев В.Ю. (1), Титченко Ю.А. (1), Мешков Е. М. (1), Лебедев И. Ю. (1)
(1) Институт прикладной физики РАН, Нижний Новгород, Россия
Дистанционный мониторинг площади ледяного покрова является актуальной задачей и на ее решение направлены усилия исследователей в разных странах. Для этого используется измерительная аппаратура, установленная на спутниках и работающая в разных частотных диапазонах: оптические и ИК сенсоры, микроволновые радиометры и радиолокаторы. Разработанные алгоритмы применяются для обработки данных и классификации типа подстилающей поверхности.
При использовании радиолокационных данных анализируется мощность отраженного сигнала. Однако при отражении электромагнитного излучения происходит изменение не только сечения обратного рассеяния, но и спектральных характеристик, поэтому измеренный доплеровский спектр может стать эффективным инструментом для классификации типа подстилающей поверхности.
Была разработана теоретическая модель доплеровского спектра отраженного радиолокационного сигнала при движении радиолокатора над ледяным покровом [1, 2]. Численное моделирование подтвердило теоретическое выводы о перспективности использования доплеровского спектра для классификации типа подстилающей поверхности. Следующий этап проверки разработанной теоретической модели и алгоритмов обработки – это проведение эксперимента.
В работе представлены первые результаты обработки экспериментальных данных. Доплеровский радиолокатор X-диапазона с ножевой диаграммой направленности антенны (3,6◦ х 30◦) был установлен на технологической тележке Нижегородской канатной дороги. Зондирование выполнялось вертикально вниз и измерения были проведены для двух ориентаций диаграммы направленности антенны: вдоль и поперек направления движения. Для измерения скорости движения использовался геодезический GNSS приемник, который выполнял измерения координат технологической тележки с частотой 1 Гц и с точностью около 5 см. В процессе обработки вычислялись три компоненты скорости движения и высота тележки относительно уровня моря.
При нулевом угле падения смещение доплеровского спектра определяется вертикальной компонентой скорости движения, а на ширину доплеровского спектра влияют все три компоненты. Для получения первых оценок были выбраны участки траектории, где вертикальная компонента скорости была близка к нулю. При обработке вычислялось смещение и ширина доплеровского спектра.
Полученные результаты подтвердили теоретические выводы о поведении доплеровского спектра при переходе от ледяного покрова к открытой воде (поверхностному волнению). Было показано, что доплеровский спектр над водной поверхностью шире, чем над ледяным покровом. Также, как и предсказывала модель, эффект (разница в ширинах доплеровских спектров) зависит от ориентации диаграммы направленности антенны относительно направления движения.
Таким образом, доплеровский спектр является эффективной характеристикой отраженного радиолокационного сигнала для определения типа рассеивающей поверхности. Исследование будет продолжено и проведено количественное сравнение модели доплеровского спектра с экспериментальными данными.
Работа выполнена при поддержке проекта РФФИ 20-05-00462а и в рамках госзадания ИПФ РАН 0030-2021-0006
Ключевые слова: радиолокатор X-диапазона, эксперимент на Нижегородской канатной дороге, ножевая диаграмма направленности антенны, доплеровский спектр, лед, поверхностное волнение.Литература:
- [1] V.Karaev, Yu.Titchenko, M.Panfilova, M.Ryabkova, Eu.Meshkov, K.Ponur, Application of the Doppler spectrum of the backscattering microwave signal for monitoring of ice cover: a theoretical view, Remote Sensing, 2022, 14(10), 2331; https://doi.org/10.3390/rs14102331
- [2] V.Karaev, Yu.Titchenko, M.Panfilova, K.Ponur, Eu.Meshkov, D.Kovaldov, On the problem of the sea ice detection by orbital microwave Doppler radar at the nadir probing, Remote Sensing, 2022, 14, 4937. https://doi.org/10.3390/rs14194937
Презентация доклада
Ссылка для цитирования: Епанова К.С., Понур К.А., Караев В.Ю., Титченко Ю.А., Мешков Е.М., Лебедев И.Ю. Эксперимент на Нижегородской канатной дороге: первые результаты // Материалы 20-й Международной конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса». Москва: ИКИ РАН, 2022. C. 160. DOI 10.21046/20DZZconf-2022aДистанционные исследования поверхности океана и ледяных покровов
160