ВВЕДЕНИЕ

Акторный Пролог - объектно-ориентированный логический язык, предназначенный для программирования информационных систем, функционирующих в динамическом внешнем окружении (интеллектуальных агентов Интернет, систем интерактивного проектирования и др.).

В Акторном Прологе информационная система представляется в виде теоремы на логическом языке, разделённой на "логические акторы" - повторно доказываемые подцели, взаимодействующие через общие переменные. Доказательство логических акторов (далее - просто "акторов") осуществляется в объектно-ориентированном пространстве поиска, топология которого соответствует структуре системы.

Акторный Пролог воплощает новый подход к объединению логического и объектно-ориентированного программирования, обладающий следующими достоинствами:

  1. В основе нашего подхода лежит использование классической логики (логики предикатов первого порядка).
  2. Центральной идеей и сущностью подхода является обнаружение и устранение логических противоречий, возникающих в процессе взаимодействия объектов.
  3. Разработанный подход позволил математически корректным образом ввести в логический язык разрушающее присваивание и параллельные процессы.

В Акторном Прологе внешние воздействия, вызывающие отклик информационной системы, интерпретируются как использование разрушающего присваивания, вызывающего повторное доказательство акторов логической программы. В частности, взаимодействие человека и машины рассматривается как доказательство некоторой теоремы, в котором одновременно принимают участие человек, изменяющий исходные данные, и машина, обеспечивающая корректность и полноту доказательства.

Стратегия управления Акторного Пролога - акторный механизм - является расширением стандартной стратегии управления языка Пролог (стратегии "поиска слева направо в глубину с возвратом"). В отличие от стандартной стратегии управления, акторный механизм допускает разрушающее присваивание значений общим переменным и при этом автоматически поддерживает корректность доказательства теоремы с помощью повторного доказательства отдельных акторов.

Все синтаксические конструкции Акторного Пролога, за исключением чётко очерченного набора (внелогических) управляющих операторов, имеют классическую декларативную (теоретико-модельную) семантику и могут быть однозначно представлены в виде формул логики предикатов первого порядка.

Различаются "минимальная", "быстрая" и "максимальная" версии языка. Минимальной и быстрой версиям соответствует упрощённый алгоритм унификации (без проверки вхождения). В быстрой и максимальной версиях гарантируется, что исполнение любого процесса не может привести к неопределённо длительной приостановке других процессов.

Для определения синтаксиса языка используется расширенная форма Бэкуса-Наура. Терминальные символы, когда это необходимо, выделяются с помощью кавычек и апострофов.

Настоящий раздел (введение), а также любые приложения, примеры, примечания и ссылки не являются составной частью определения языка.

Ссылки: актор 7.1, акторный механизм 7, доказательство актора 6.3.1, значение переменной 3.1, исполнение процесса 5.2, общие переменные 7.2, повторные доказательства 7.1, подцель доказательства 6.3.1, проверка вхождения 3.3, программа 4, процесс 5.2, разрушающее присваивание 8.1, унификация 3.3.


Следующий: 1. АЛФАВИТ ЯЗЫКА


КОРНЕВАЯ СТРАНИЦА
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК ПОНЯТИЙ ЯЗЫКА (ИНДЕКС)